СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ ДОМА
При проведении повседневной родительской речевой терапии дома стоит учесть правило «Кратко-Просто-Наглядно». Что это означает?
При общении с малышом необходимо:
- Упростить словарь.
- Сократить продолжительность предложений.
- Иллюстрировать речь жестами, мимикой и языком тела.
Когда родители начинают соблюдать эти простые правила, качество общения с ребенком тут же повышается, как и эффективность занятий. Оказывается, что зачастую школьные домашние задания не выполняются, или выполняются плохо, потому что ребенку попросту не ясна используемая лексика. Задача родителей в этом случае научить и мотивировать ребенка задавать уточняющие вопросы и получать разъяснения от взрослых, если они сталкиваются с чем-то, что не понимают. В младшем возрасте ребенок может просто не реагировать на новые сложные для него слова. Слишком длинные фразы могут быть связаны не только с проблемой непонимания, но и с вынужденным непослушанием. Например, мамина фраза «Не играйте с братом в компьютерные игры, пока не сделаете математику и не покормите кота, а мусор уберите в бак под раковиной» скорее всего, будет проигнорирована, и приведет к эмоциональному напряжению из-за перегрузки информацией и проблемами у детей (да и у взрослых) с восприятием негативных утверждений. Фразы должны быть короткими, сопровождаться жестами и другими невербальными иллюстраторами. Следующую фразу с новой порцией информации можно произносить лишь после получения обратной связи от ребенка, подтверждающей, что он правильно понял обращенную к нему речь, обработал информацию и выдал ясный отклик на нее. Использование инверсий, отрицаний, предлогов значительно усложняют процесс восприятия и могут вводить ребенка в заблуждение. В приведенном выше примере сообщения от мамы детям должны быть построены следующим образом:
- Выполните задание по математике.
- Покормите котика (можно поставить на первое место – голодный кот не даст детям заниматься).
- Уберите мусор в бак под раковиной.
- После этого – играйте.
Маме или папе следует постоянно поощрять развитие беседы с ребенком. Вместо того, чтобы задавать ему вопросы, на которые он ответит просто «Да» или «Нет», подумайте о том, чтобы задавать открытые, заставляющие задумываться вопросы, например: вместо вопроса «Тебе нравятся лошадки?» можно спросить «Почему тебе нравятся лошадки?» или, еще лучше: «Что бы ты сделал, если бы к нам во двор зашла лошадка?» Задавая вопросы, которые заставляют давать подробные ответы, родители поощряют ребенка выражать свои идеи и чувства без страха. Ребенка можно научить сосредотачиваться и внимательно слушать речь. Одним из самых простых и эффективных упражнений является игра «в телефон». Она позволяет установить правила, при которых каждый участник игры должен внимательно слушать другого и отвечать развернутыми ответами (при использовании «открытых» вопросов).
Игра позволяет развить у ребенка чувство уверенности в том, что его внимательно слушают и слышат в диалоге, отреагировать в игровой обстановке свои чувства и эмоции. Простейший способ продолжать диалог – переспрашивать ребенка, повторяя в вопросе последние произнесенные им утверждения, например «Ты говоришь, что тебе нравится грива у лошадки?» Чтение и просмотр книг - одна из самых важных вещей, которой родители могут заниматься со своим ребенком. Задавайте вопросы о картинках, просите ребенка указывать предметы на каждой странице. Все это помогает ребенку установить связь с тем, что ребенок слышит и видит. Самым главным правилом при занятиях с малышом является веселье и удовольствие. Ребенок не будет хорошо обучаться, если он чувствует, что то, чем вы занимаетесь, является обязательным «домашним заданием», а не веселой игрой.